Конец эпохи жестких носителей
Статьи 5 февраля 2013 •  therunet

Конец эпохи жестких носителей

5 февраля 2013
Евгений Куклычев

Для британских потребителей январь традиционно считается месяцем «обмена и возврата»: многочисленные жертвы неудавшихся Дедов Морозов наперебой ломятся в магазины с целью вернуть подарки, будь то очередной свитер с оленями от заботливой бабушки или новый сборник Rolling Stones (который предприимчивый папа купил скорее себе, чем своему чаду). Для многих магазинов, однако, январь — это время подсчитывать урон и подводить неутешительные итоги.

Первыми заметными жертвами «пост-рождественского» похмелья в торговой сфере стали сети Blockbuster и HMV — некогда крупнейшие британские игроки на рынке проката и продаж аудио-/видеопродукции. Нельзя сказать, что плачевная участь этих компаний вызвала удивление среди британцев.

Blockbuster уже несколько лет уверенно катился ко дну: массовый уход потребителей к более продвинутым конкурентам привел к банкротству и смене руководства в Blockbuster US в 2010 году, и теперь настала очередь его британской «дочки». В 2011–12 годах годовой доход компании упал с 4.6 млн фунтов до мизерных 1.7 млн, а в конце 2012 компания перешла во внешнее управление и объявила о закрытии 130 из 528 магазинов. В схожей ситуации оказался и HMV UK.

В 1921 году на Оксфорд-стрит в Лондоне открылся магазин HMV (ранее называвшейся Gramophone Company) — одной из первых компаний в мире, специализирующихся на продаже пластинок и аудиозаписей. Став одним из лидеров музыкальной индустрии, компания начала расширяться и захватывать другие рынки: сначала аудио и видеокассеты, а затем — компакт диски и DVD, игры, приставки, книги и многое другое. Даже в 2005 году, когда интернет уже начал теснить конкурентов, частные инвесторы предлагали выкупить бренд за 734 миллиона фунтов. Теперь же стоимость HMV Group не превышает 5 млн и компания, по сути, обречена.

HMV

HMV

Говорят, что образ собаки у граммофона вдохновила история одного англичанина и его щенка. Марк Баррод в1884 подобрал на улице бродячего щенка, назвав его Ниппером. Уже после смерти Баррода его брат Фрэнсис включил одну из старых пластинок (на которой был записан голос Марка) и Ниппер тут же прильнул к граммофону. Отсюда и название бренда — His Master’s Voice (Голос его Хозяина).

Бесславная участь этих и брендов, да и большинства их конкурентов (таких как Borders и Major Video), стала закономерным итогом глобальных изменений как в музыкальной и кино-индустриях, так и в торговой сфере в целом. Потребительский интерес к жестким носителям информации на фоне растущего влияния интернета упал ниже плинтуса. Более того, судя по растущей апатичности покупателей, сама концепция High Street — магазинов, киосков или бутиков традиционного формата — устарела и нуждается в фундаментальной реформе. Так что же пошло наперекосяк в этом некогда огромном бизнесе?

Цифровая революция 2000-х и появление конкурирующих онлайн-сервисов, вне сомнения, стали одной из главных причин гибели физических носителей информации. Компакт диски, DVD и пластинки (за редким исключением винтажного коллекционного винила) вымирают даже быстрее, чем их предшественники — VHS и аудиокассеты. Покупатели без раздумий перемахнули на iTunes и подобные ему сервисы, а нишу видеопроката уже заняли Netflicks, Lovefilm и набирающая популярность система video on demand.

Последнее, кстати, является отличным примером того, как можно успешно пережить технологическую революцию без особых потерь. Британское телевидение остается конкурентоспособным и популярным именно за счет сервисов вроде BBC iPlayer или Virgin Media CatchUp TV, позволяющих зрителям просматривать видеоконтент в интернете (или в записи) без жестких временных ограничений.

Даже такой устаревший, на первый взгляд, формат, как радиовещание, живет и процветает в сети. Музыкальный стриминговый сервис Spotify является ярким примером того, как сбалансированная и гибкая бизнес-модель может превратить стартап в одного из лидеров этой отрасли всего за несколько лет. В 2012 году общий доход Spotify от рекламы и абонентских выплат (притом что платить за услуги совершенно не обязательно) превысил 500 миллионов долларов, а число активных пользователей достигло 20 миллионов по всему миру (из них порядка 5 млн — платные подписчики).

Впрочем, если с легальными онлайн-ресурсами по крайней мере можно конкурировать, то «подпольная империя» интернет-пиратства бьет по продажам уличных ритейлеров исподтишка. По подсчетам независимого агентства Musicmetric, занимающегося мониторингом нелегального контента в сети, за последние полгода британцы совершили более чем 43 млн нелегальных операций посредством файлообменников и торрент-трекеров, тем самым подняв Великобританию на второе место в мире (выше только США) по «обороту» пиратского контента.

Беда в том, что, за исключением единичных арестов (в частности, владельцев стриминг-ресурсов Surfthechannel и Tv-links), неповоротливая и архаичная судебная система Великобритании мало что может противопоставить интернет-пиратам. Британское законодательство не может и не будет бороться за права музыкальной и кино-индустрий в ущерб личным свободам граждан, а в отсутствии системного подхода пиратство будет процветать и дальше.

Одним из последствий этого интернет-бума стало резкое падение цен на аудио и видеоматериалы: аналитики подсчитали, что стоимость аудио-видео товаров в 2012 году составила лишь 1/5 средней цены в 1996. В корне изменилось даже отношение покупателей к музыке и фильмам. Сама концепция «музыкального альбома» фактически умерла, как только люди начали покупать и закачивать синглы, отдельные песни и компиляции.

В таких условиях малый бизнес и даже крупные, но специализированные ритейлеры не могут сводить концы с концами, а их нишу активно занимают крупные торговые сети и супермаркеты. Такие тяжеловесы, как Tesco или американский Safeway, расширяют ассортимент товаров, стремясь покрыть весь рынок, и постепенно вытесняют HMV, Blockbuster, Jessops и других конкурентов.

Финансовое благополучие этих гигантов способствует их стратегическому развитию: стабильный доход позволяет экспериментировать с бизнес-моделью и изучать постоянно меняющиеся привычки и запросы потребителей. В наши дни «срок годности» товаров и гэджетов предельно мал и только-только появившаяся на полках магазинов новинка уже через пару месяцев будет считаться старьем. Тут уже преимущество получают онлайн-ритейлеры, такие как Amazon, хранящие на огромных складах такой объем инвентаря, который даже и не снился владельцам обычных торговых сетей.

Amazon

В конечном счете выигрывает самый эффективный бизнес, и тут уже традиционные магазины не чета интернет-шоппингу. Затраты на аренду помещений, оклад сотрудников, налоги (судя по недавней истории с Amazon и офшорами) — в любом из этих аспектов обычные магазины уступают своим интернет-конкурентам.

«Не стоит делать апокалиптические прогнозы о будущем торговых сетей, — предупреждает Ричард Доддс из British Retail Consortium. — Да, многие из них оказались в затруднительном положении, 1 из 9 магазинов на грани закрытия, но ведь порядка 43% всех продаж по-прежнему происходят „на улице“, а не в интернете. Традиционные магазины продолжат свое существование, но им нужно принять определенные меры, чтобы остаться в строю».

Путь к спасению магазинов и сетей, не способных своевременно и эффективно реагировать на меняющийся ландшафт индустрии, лежит через партнерство с более опытными и продвинутыми брендами — такими как Google. В начале этого года интернет-гигант призвал HMV и других борющихся за выживание ритейлеров объединить усилия в разработке комплексных стратегий выхода на онлайн-рынок.

Не секрет, что в последние годы покупатели, как минимум, изучают альтернативные варианты в мировой сети перед тем как сделать свой выбор, а многие вообще ходят в магазины лишь для того, чтобы «посмотреть и потрогать» продукты, которые в итоге закажут в интернете. Согласно статистике, в период рождественских закупок именно так поступали 25% британских потребителей, причем среди молодежи таких значительно больше.

Google, однако, предлагает не бороться с этой тенденцией, а, наоборот, извлекать из нее пользу. Среди прочего, компания Сергея Брина готова помочь торговым сетям оптимизировать их сайты и страницы в социальных медиа для онлайн-клиентов, создать интерактивные «путеводители» по магазинам и ввести систему быстрой оплаты через Google Wallet. Перспективы подобного партнерства пока весьма туманны, но альтернативных вариантов у разорившихся или близких к банкротству компаний не много.

Историческая роль магазинов, специализирующихся на продажах CD и DVD дисков, как посредника между автором и покупателем, утратила актуальность. За ними вскоре могут последовать и ритейлеры в других сферах, поскольку у людей теперь есть прямой доступ к производителям и нужда в посредниках отпадает. Чтобы продолжить существование в новых реалиях, недостаточно реагировать на изменения в бизнес-среде. Выживать будут те компании, которые смогут успешно предугадывать намечающиеся тенденции и перестраиваться на ходу.

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.
Войти с помощью: