Дорогая редакция!
Статьи 17 мая 2016 •  therunet

Дорогая редакция!

17 мая 2016
Индира Пасько

В начале десятых годов в Рунете возникло выражение «звенья гребаной цепи». Оно было впервые произнесено Филиппом Дзядко в интервью порталу OpenSpace по поводу увольнений редакторов различных СМИ (уход главреда «Комерсантъ-Власть» Максима Ковальского, гендиректора «Коммерсанта» Демьяна Кудрявцева, команды OpenSpace) весной-летом 2012 года. Вскоре и сам Дзядко был вынужден покинуть должность главного редактора журнала «Большой город».

Тогда каждое более или менее крупное увольнение в СМИ вызывало много шума в социальных сетях и прессе, бурно обсуждалось в либеральных кругах и казалось катастрофическим. Интересно, что выражение про звенья цепи было популярно только до того, как начались действительно крупные закрытия и увольнения, зачастую с явным вмешательством государства.

В декабре 2013 года было объявлено о ликвидации РИА Новости. Если не учитывать государственный статус агентства, сегодняшняя ситуация с РБК болезненно сильно напоминает происходящее в РИА. Последние годы перед ликвидацией агентство развивалось бурными темпами. Плюс к значительным госинвестициям РИА стало самостоятельно зарабатывать деньги, что позволяло ему постоянно запускать новые проекты и переманивать именитых журналистов из других изданий. В РИА переходили из либеральных СМИ, причем иногда целыми командами.

Казалось, что РИА удалось совершить невозможное — создать более или менее объективное и динамично развивающее СМИ на базе неповоротливого государственного агентства. Но утопия разрушилась в период самого своего расцвета.

В марте 2014 года произошла следующее крупное событие на российском медиа-рынке — директор Rambler&Co Александр Мамут уволил главного редактора «Ленты.ру» Галину Тимченко, вслед за которой ушла вся команда издания. Два этих потрясения были настолько сильными для отрасли и либеральной общественности, что с тех пор, наверное, ни одно увольнение и закрытие СМИ уже не способно привлечь такого внимания. Многие увольнения вообще проходят практически незамеченными для обычной публики, особенно когда они не имеют за собой явных политических причин.

Hopes&Fears

В июле 2014 года стало известно, что издание о бизнесе и предпринимателях Hopes&Fears станет частью городской онлайн-газеты The Village. Оба издания входят в холдинг Look at Media. Кононов уверенно объяснял, что это не убийство издания, а развитие проекта, так как в современных реалиях нет смысла дробить СМИ на тематические. При этом, по его словам, H&F не был убыточным и развивался в соответствии с планом, но «реальность изменилась».

Закрытие издания не привлекло много внимания, несмотря на его популярность в предпринимательских кругах. Но некоторые эксперты сразу увидели в этом «объединении» уничтожение проекта, хоть Look at Media и заявлял, что редакция в полном составе остается работать в холдинге.

Подтверждения этому пришлось ждать полгода. В феврале 2015 года стало известно, что издание закрыли, чтобы высвободить бренд и домен hopesandfears.com ради другого городского медиа-проекта Look At Media, рассчитанного на западную аудиторию. Бывшая редакция Hopes&Fears тоже узнала это лишь спустя полгода, и сразу же кардинально изменила свои взгляды по поводу своего дальнейшего развития в theVillage.

«Когда стало ясно, что бизнес-издание закрыли, чтобы высвободить бренд и домен hopesandfears.com ради глобального проекта, команда просто снялась и в полном составе (минус один редактор) ушла из LookAtMedia. В марте мы перезапускаем «Секрет фирмы» и рады, что всё так сложилось», — написал тогда Кононов в своем Facebook.

Esquire

В июле 2014 года у русскоязычной версии журнала Esquire сменился главный редактор. Бывший руководитель редакции Дмитрий Голубовский ушел из издания, на его место был назначен бывший главред The Village Игорь Садреев. Голубовский утверждал, что в его увольнении нет никаких политических причин.

«Не было никакого конкретного материала, который стал бы причиной смены главного редактора. Руководство издательского дома, держатели лицензии считают, что журнал нужно развивать по-другому. Они — в своем праве, капитализм — штука скверная, но лучше не придумали, да и мы в огромной степени про это делали журнал. <…> Я был бы рад сказать про цепь, в которой много уважаемых людей, но в моем случае цепи нет», — говорил он в интервью «Слону».

Все четыре штатных редактора Esquire решили покинуть издание вслед за Голубовским. По словам бывшего сотрудника журнала, это было сделано из принципа, поскольку издательство некрасиво повело себя по отношению к Голубовскому. По мнению редакции, никакого повода для его увольнения не было, так как издание очень хорошо развивалось и в бумажной, и в онлайн-версиях. Через год после смены главного редактора Esquire также покинули арт-директор, арт-директор сайта и дизайнер.

После того, как журнал возглавил Игорь Садреев, в нем стало публиковаться меньше громких и заметных материалов, несколько изменился стиль издания, и его популярность среди либеральной интернет-аудитории заметно снизилась.

«Русская планета» и «Рустория»

В декабре 2014 года владельцы онлайн-газеты «Русская планета» уволили главного редактора издания Павла Пряникова. Вслед за ним издание покинула основная часть редакции. Должность Пряникова занял не журналист, а издатель сайта Александр Исаев.

Редакционная политика в издании начала меняться еще до этого события. Инвестор — строительная группа «Мортон» — выступал против публикации острых политических материалов, в связи с чем в марте 2014 года из «Русской планеты» уволились четыре корреспондента и редактор Дмитрий Ткачев. Тогда Пряников попытался больше сконцентрироваться на исторических статьях, но и это не понравилось инвестору.

«Русская планета» в первоначальном виде просуществовала всего полтора года с весны 2013-го, но успела себя зарекомендовать как онлайн-издание с качественными новостями и аналитикой, что ему было особо на руку в условиях падения качества и популярности «Газеты.ру». Но инвесторов не устраивала «эклектичность сайта, его приверженность европейским ценностям и общий „недостаток космизма“».

Большинству сотрудников, которые не ушли сами, через два месяца все равно пришлось уволиться. «Мортон» решил резко сократить финансирование и вместо обещанного расширения редакции провел сокращения.

«Русская планета» была не единственным СМИ «Мортона». В декабре 2013 года компания запустила издание «Рустория». У проекта были очень амбициозные планы — он позиционировался как симбиоз СМИ и социальной сети и активно привлекал к сотрудничеству блогеров и «гражданских журналистов». Вице-президент «Мортона» Егор Храмов заявлял, что инвестиции в проект рассчитаны до 2019 года и составят 3,15 миллиарда рублей.

Но в начале лета 2014 года инвестиции в «Русторию» резко сократились, и руководство было вынуждено распустить практически всю редакцию и полностью поменять формат. «Рустория» стала онлайн-журналом в духе adme.ru.

В мае 2015 года «Мортон» заявил, что отказался от финансирования онлайн-СМИ «Русская планета» и «Рустория» больше года назад. Компания решила больше не связываться со СМИ и переключиться на инвестиции в хайтек-проекты. Например, по внедрению ультрасовременных очистных сооружений, созданию надземных транспортных систем, новые технологии домостроения и прочее.

«Сегодня таких стартапов в области электронных СМИ у нас нет. Мы не нашли для себя синергии в этом вопросе», — заявил президент «Мортон» Александр Ручьев.

«Афиша»

Rambler&Co с 2014 года начал закрывать проекты, входящие в «Афишу». В 2014 году перестали выходить печатные версии «Афиши-Мир» и «Афиши-Еда», в 2015 году холдинг объявил, что c 2016 года закроет бумажные путеводители. В декабре 2015 года стало известно, что бумажная версия журнала «Афиша» будет выходить раз в квартал, а не раз в месяц.

«Сейчас мы работаем над новой концепцией развития бренда „Афиши“ и собираем новую команду. К нам уже присоединились ребята из журналов Esquire, Maxim, и, я надеюсь, с нами останутся лучшие люди из действующей команды „Афиши“. Одно из направлений новой стратегии — возвращение былой дерзости и актуальности печатному журналу», — рассказала управляющий директор «Афиши» Варвара Мельникова «Коммерсанту».

А уже на следующий день холдинг Rambler&Co уволил всю редакцию бумажного издания (12 человек) за исключением главного редактора Даниила Трабуна. Варвара Мельникова по-прежнему пыталась доказать, что в этом нет ничего страшного.

«Стоп паника. Тот, кто её разводит, либо не хочет разбираться в решении, либо ему выгодно её разводить. Редакция „Афиши“ — это минимум 3 проекта. Журнал один из них. Так вот, редакцию бумажного журнала мы действительно сокращаем в связи с решением о смене формата журнала, о чем было сказано вчера», — писала она в Facebook.

Трабун тоже уверял, что все это пойдет журналу только на пользу. Он написал большой пост в Facebook, доказывающий это. «Афиша» «станет не журналом, а вещью, которую все захотят», — утверждал главный редактор.

Но уже через два месяца Трабун сообщил, что он покидает свой пост и холдинг Rambler&Co.

Forbes

В октябре 2015 года немецкий издательский дом Axel Springer продал Forbes компании Artcom Media Group (ACMG) бизнесмена Александра Федотова. Axel Springer пришлось расстаться с журналом из-за закона об ограничении доли иностранного капитала в СМИ до 20%, который был принят в сентябре 2014 года.

Закон будто специально был направлен против Forbes и «Ведомостей», поскольку вместе с РБК они оставались единственными независимыми крупными СМИ в России, и доля иностранного участия в Forbes и «Ведомостей» превышала 20%.

Основной бизнес для Федотова — строительство и дизайн. В его медиахолдинг Artcom Media Group входят журналы о моде, дизайне и образе жизни — SNC, Port, Numero, Object, Golf Digest, Interni и Exterieurs Design, L’Officiel. Сотрудники этого издательского дома периодически жалуются на задержки зарплаты, серые договора и зарплаты и, соответственно, большую текучку. Холдинг является убыточным, писала Meduza.

После покупки Федотов заявил в интервью РБК, что ему не нравится, как много места Forbes уделяет политике, и обещал исправить ситуацию. Главный редактор Forbes Эльмар Муртазаев попытался защититься и потребовал, чтобы американская штаб-квартира Forbes более четко прописала в правилах отзыва лицензии пункты о невмешательстве издателя в редакционную политику. Но Forbes Media отказался, и Муртазаев покинул издание. На его должность был назначен бывший главред «Сноба» Николай Усков.

Резких перемен в редакционной политике издания пока не произошло. Но из-за неопределенности все же началась волна увольнений. Вслед за Муртазаевым шеф-редактор Forbes Online Максим Товкайло ушел в РБК. Forbes также покинули около пяти редакторов и два корреспондента. По словам источника theRunet, близкого к редакции Forbes, «со всей этой сменой власти началась полная неразбериха, никто не понимал, что дальше и куда все движется». В результате многие ушли в РБК, который на тот момент казался гораздо более стабильным изданием, чем Forbes.

«Мослента»

Эта небольшая история прошла вообще прочти незамеченной. В конце 2015 года Rambler&Co пригласил Илью Варламова развивать столичное онлайн-СМИ «Мослента». Варламов собрал небольшую команду, в которую вошли, в том числе, журналисты, работавшие с ним в 2011–2012 годах в агентстве гражданской журналистики «Ридус». Главным редактором обновленной «Мосленты» стал Даниил Фимин, руководитель «Рустории» и бывший выпускающий редактор «Ридуса».

Варламов утверждает, что он был уверен, что у него получится делать проект под руководством главного редактор «Ленты.ру» Алексея Гореславского. Но спустя пять месяцев блогеру пришлось покинуть проект из-за отсутствия взаимопонимания с менеджером.

Он пояснил, что Гореславский не влиял на редакционную политику, хотя был недоволен материалами с критикой власти, так как на него оказывалось давление со стороны мэрии.

«Я думаю, это постоянное давление и послужило причиной всех наших проблем, которые в конечном счете привели к смене редакции на более управляемую», — писал Варламов.

В конце марта Гореславский решил сменить главного редактора, и им стал главред «Живого Журнала» Василий Гулин. По словам Варламова, планировалось, что Гулин и он будут принимать решения вместе, без вмешательств Гореславского. Но в результате это происходило наоборот — без участия Варламова. В конце концов Гореславский предложил блогеру заняться каким-нибудь другим проектом в холдинге. Он отказался и ушел из проекта.

«Редакции новый главред озвучил свои пожелания как „доброта, лёгкая ностальгия, конструктивизм“. Он должен будет наладить взаимоотношения с мэрией, дать площадку для пиара их решений и „не выходить из диалога“», — писал Варламов.

Несмотря на уход блогера из проекта, другие сотрудники заявляли, что планируют остаться в издании. Но в конце апреля стало известно, что тем журналистам, которых привел Варламов, Rambler&Co не продляет контракт.

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.
Войти с помощью: