Кто такой Сеймур Пейперт, и почему вы должны о нем знать
Статьи 3 августа 2016 •  therunet

Кто такой Сеймур Пейперт, и почему вы должны о нем знать

3 августа 2016
Юнна Коцар
редактор theRunet

Даже если имя Сеймура Пейперта вам не знакомо, вы точно сталкивались с чем-то, связанным с ним: он был одним из основоположников теории искусственного интеллекта, вдохновил Алана Кея на создание первого ноутбука и объяснил миру важность компьютеров для образования. 

Еще пара известных проектов, которые не были бы возможны без влияния Пейперта: конструкторы Lego Mindstorms, позволяющие собрать собственного программируемого робота, и некоммерческая организация One Laptop Per Child («Ноутбук каждому ребенку»), предоставляющая специально разработанные недорогие ноутбуки детям в развивающихся странах.

В MIT Пейперт много сотрудничал с другим известным ученым, Марвином Минским. В начале 60-х они создали лабораторию Искусственного Интеллекта, а десятилетие спустя опубликовали книги «Перспетроны» и «Искусственный интеллект». 

В 1967 Пейперт создал Logo — простой, «детский» язык программирования, построенный на базе Lisp. Его используют для преподавания детям информатики и сегодня. 

По сути, Logo — это программируемый графический редактор. С его помощью можно управлять черепашкой, передвигающейся по экрану, и рисовать таким образом простые картинки. У Logo было и физическое воплощение: робот-черепашка, рисующий уже не на мониторе, а на бумаге.

В 1968–1969 годах Черепашку впервые испытали на практике, для обучения детей: 12 семиклассников из школы города Лексингтон (штат Массачусетс) под руководством Пейперта училась программировать на Logo, на год заменив этим школьную программу по математике.

У Logo было и физическое воплощение: рисующий на бумаге робот-черепашка

У Logo было и физическое воплощение: рисующий на бумаге робот-черепашка

Пейперт — создатель концепции «конструкционистского обучения», в противовес тому, что он называл «инструкторским». Она состоит в том, что дети учатся эффективнее всего, когда участвуют в собственных, более прикладных проектах, а не решают короткие однотипные задачи, поставленные преподавателем.

Идея пришла в нему в тот период, когда он учил семиклассников в той самой школе программировать на Logo. По пути в кабинет математики он ежедневно проходил мимо комнаты, где дети изучали изобразительное искусство.

«Какое-то время я периодически заскакивал туда, чтобы посмотреть, как ученики делают скульптуры из мыла, и размышлял о том, как это не похоже на урок математики, — написал он в 1991 году. — На математике детям обычно дают маленькие примеры, которые они практически сразу решают (или не решают).

На этом же уроке они вырезали фигурки из мыла, но каждый ученик сам определял, что он хочет изобразить, и работа не прекращалась в конце урока, а продолжалась много недель. Она давала время подумать, помечтать, понаблюдать, попробовать новую идею и бросить или продолжить над ней работу. У учеников было время поговорить, увидеть работы других людей и их реакцию на твою работу. Это во многом похоже на работу математика, но совсем не похоже на то, как математика преподаётся в школе».

Конструкционизм был во многом основан на работах Жана Пиаже, швейцарского психолога развития, чьи исследования детского развития часто сравнивали с работами Фрейда по их влиянию на психологическую науку. Аналогично, целое поколение педагогов и специалистов по технологиям находится под влиянием работ Пейперта.

С Пиаже Пейперт работал с 1958 по 1963 годы. «Никто не понимает мои идеи настолько хорошо, как Пейперт», — говорил швейцарский учёный.

Пейперт не только развивал образование и технологии, но и критиковал нынешнюю образовательную систему, которую считал очень устаревшей. В 1993 году он опубликовал в журнале Wired статью, в которой писал о том, что три привычные столпа образования — «чтение, письмо и арифметика» — старомодны.

Мыслители 19 века, когда были заложены основы нынешней системы образования, не могли даже представить, какие медиа будут позволять получать и делиться знаниями. «В прошлом образование адаптировало ум к очень ограниченному списку доступных медиа. В будущем оно буде адаптировать медиа ко вкусам и потребностям каждого отдельного ума».

Сеймур Пеймерт считался одним из лучших, если не лучшим мировым специалистом в сфере образовательных технологий. Его
деятельность была отмечена многочисленными наградами, в том числе награда
Смитсонианского Компьютерного Мира за лидерство в обучении, награду от
Ассоциации издателей по математическому обеспечению и Международную награду
Маркони за выдающийся вклад в развитие технологий связи.

Активная работа ученого прекратилась в декабре 2006
года, когда он попал под мотоцикл, приехав на конференцию в Ханое, Вьетнам.
Пейперт сильно пострадал в результате происшествия, в результате чего его семья
и ухаживающие за ним людьми использовали его же технологии для обучения,
стараясь вернуть его к нормальной жизни.

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.
Войти с помощью: