18 января среда
ДОЛЛАР 59.19 -0.30
ЕВРО 63.3 -0.33
ЮАНЬ 8.66 0.26
ФУНТ 72.92 -0.86
НЕФТЬ 51.99 0.62
золото 1168.81 -0.02
МТС
10.04 -0.89
VimpelCom Ltd
3.94 -0.76
Yandex
21.92 +1.95
Mail.Ru Group
28.13 0.00
Ростелеком
84.95 +0.43
QIWI
12.37 +1.14
МегаФон
609.6 -0.33
РБК
8.8 +2.56
Леонид Агронов: российские пираты прежде всего убивают российскую музыку
Интервью 2 июля 2013 •  therunet

Леонид Агронов: российские пираты прежде всего убивают российскую музыку

Споры вокруг авторского права в Сети не стихают, а становятся все более ожесточенными. Интернет-активисты выступают за кардинальный пересмотр самого понятия авторского права, представители индустрии развлечений категорически не согласны. У национальной Федерации Музыкальной Индустрии свой взгляд на проблемы. Об этом мы беседуем с генеральным директором НФМИ Леонидом Агроновым.

2 июля 2013
Редакция
Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. (В.И.Ленин, 1920 г.)

Национальная Федерация Музыкальной Индустрии — организация, одной из основных своих целей декларирующая "внесение изменений в действующую законодательную базу в сфере защиты интеллектуальной собственности".

Точка зрения федерации в этой области оценивается разными специалистами крайне неоднозначно, но, в любом случае, она отражает точку зрения и интересы крупных игроков музыкального бизнеса и учитывать ее необходимо.


«Вы говорите о том, что пиратство нужно легализовать. Как вы видите этот процесс?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
По закону только автор или исполнитель могут распоряжаться своим творчеством, соответственно, легализация — это прекращение нарушения данного закона интернет-ресурсами. При соблюдении закона сайт получает разрешение автора на распространение творческого контента, подписывая с творцами или их представителями лицензионный договор. Коммерческая составляющая подобных контрактов, заключенных между автором и интернет-площадкой является предметом переговоров между сторонами, однако, достаточно и таких представителей творческих профессий, которые могут выдать лицензию и на бесплатное использование их интеллектуальной собственности.

Процесс прост — надо связываться с правообладателями, вести переговоры и подписывать договоры.

Контакты большинства звукозаписывающих компаний, продюсерских центров и музыкантов достаточно легко разыскать в Сети, можно за контактами крупнейших правообладателей также обратиться в НФМИ. Так что вопрос за малым — за инициативой самих сайтов.


«Вот не так давно, например, анонсировали интернет-радио от Apple. Существует в сети еще масса проектов, но почему они не доступны в России? Неужели только из-за пиратства?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Доступность тех или иных сервисов в России — это решение самих сервисов. И если интернет-радио от Apple здесь нет, то это внутреннее решение самого Apple и гадать о его мотивах сложно, поскольку Apple неохотно распространяется о причинах своих бизнес-решений. Впрочем, некоторые другие проекты не приходят в Россию из-за пиратства, очевидно не желая вкладывать деньги в страну, где им придется конкурировать с бизнесом пиратских сайтов, издержки которых, безусловно, ниже, ведь им не нужно платить за ворованный контент.


«С другой стороны, есть Soundcloud, который работает без географических ограничений — может быть стоит уже радикально упростить лицензирование для музыкальных интернет-проектов?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Условия лицензирования музыки для инетернет-проектов просты, вопрос лишь в коммерческой стратегии самого ресурса. Никакая другая причина не ограничивает глобальную лицензию. Хотя справедливости ради нужно отметить, что есть артисты, которые принципиально вводят какие-то ограничения, в том числе географические, но это достаточно редкий случай. В основном все артисты желают, чтобы их творчество распространялось и было востребовано наибольшим количеством слушателей.


«Существуют предложения ввести сбор, скажем, на интернет-соединение по аналогии с „налогом на флэшки“ и легализовать скачивание частными лицами. Что вы думаете по этому поводу?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Во-первых, и это частое заблуждение, необходимо легализовывать интернет-проекты, а не пользователей. Но если предположить, что такая система будет введена, то это означает, что цены на доступ к интернету автоматически возрастут. Мне кажется несправедливым, если аудитория будет спонсировать пиратский бизнес при оплате интернет-соединения. Во-вторых, тотальный налог охватывает всех пользователей интернета, в то время, как далеко не все слушают или скачивают музыку в интернете, а те кто все-таки потребляет музыкальный контент не обязательно делают это на пиратских сайтах. В-третьих, далеко не все интернет-проекты нацелены на распространение музыки, так почему пользователь должен платить повышенную абонентскую плату за доступ к интернету вообще?
Кроме того, когда деньги к авторам идут через «единое окно», нет никаких гарантий в том, что доля достанется конкретному автору или музыканту, нет гарантий и в том, что эти деньги вообще до кого-то дойдут. Согласитесь, риск, что деньги просто украдут в нашей стране весьма велик. А еще стоит подумать, что это будет монополистический бизнес, а там, где есть монополия, там и присутствует и необоснованное задирание цен. Считаю, что интернет-проекты должны напрямую подписывать договоры с правообладателями и ничего проще и удобнее этой системы придумать просто нельзя.


«В соответствии с правилами ВТО, не разрешается деятельность обществ коллективного управления правами. В свете правовой неопределенности и судебных тяжб государства с РАО, как, по вашему мнению, должны распределяться доходы от лицензирования музыки?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Правила ВТО не запрещают деятельность общества по коллективному управлению правами, они продолжают работать более, чем в 100 странах мира, в том числе и в странах участницах соглашения ВТО.

Однако, членство в ВТО наложило на Россию некоторые ограничения, связанные с бездоговорным управлением правами, когда сбор вознаграждения осуществляется без договора между автором и обществом коллективного управления.

Доходы от лицензирования музыки могут распределяться, как и раньше, в соответствии с законодательством: и на основе договора с правообладателем, и на основе коллективного управления. После упразднения бездоговорной формы (если это будет сделано), у нас останется только договорное коллективное управление и прямые договоры с правообладателем.

Оценивая перспективы коллективного управления, также, важно выделить два момента. Первый — приоритет договора с правообладателем над инструментами коллективного управления. Второй — прозрачность обществ коллективного управления. При разрешении этих вопросов и у первого, и второго механизма есть будущее.


«Как вы относитесь к музыкальным краундфандинговым проектам? Музыкантам, которые бесплатно выкладывают свое творчество в сеть?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Очень положительно отношусь. Сам факт бесплатной загрузки музыкального контента в интернет — это реализация главного права автора: самостоятельно распоряжаться своим творчеством. Почувствуйте разницу: ты сам свою песню или книгу подарил людям или за тебя это сделал какой-то сайт, который попутно на этом еще и заработал.

При этом краудфандинг, как способ самофинансирования себя не оправдывает, поскольку значимую сумму таким способом сможет собрать только известный артист. В свою очередь, чтобы стать известным надо найти средства на раскрутку, а краудфандинг не способ заработать на инвестиции в свое творчество. Представьте, реально ли, стоя в переходе с гитарой, заработать на съемку видеоклипа? Ведь уличные музыканты как раз оффлайн краудфандингом и зарабатывают.


«Какие отечественные онлайн-проекты кажутся вам наиболее интересными?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Я лично слушаю Яндекс.Музыка.


«В последнее время складывается впечатление, что единственная проблема индустрии развлечений (в том числе, музыкальной) сводится к пиратству. Это так?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Ключевая проблема — украденные инвестиции, поскольку для финансирования музыкальных проектов в любых жанрах нужны средства. Меньше инвестиций — меньше музыки. Ни для кого не секрет, что музыка в интернете приносит немалые заработки, но не авторам, а пиратам! Пиратство в интернете — это выгодный и прибыльный бизнес, построенный на ворованном контенте. Кстати, тенденция к снижению доли русскоязычной музыки уже налицо, за несколько лет русскоязычный репертуар на радио упал примерно до 30% процентов эфира в среднем по радиостанциям. Это закономерно, ведь уровень пиратства на западе неуклонно снижается, местные музыканты получают материальную стимуляцию, развиваются, создают новую музыку, а инвестиции в российских музыкантов снижаются год от года. И талантливый музыкант не может зарабатывать себе на жизнь любимым делом, он должен кормить себя и семью и идет работать в офис, а времени на музыку уже не остается. Получается, что российские пираты прежде всего убивают российскую музыку.


«А кроме пиратства какие проблемы наиболее серьезны?»,


— TheRunet

Леонид Агронов:
Музыкальная индустрия имеет достаточно важных проблем, которые пока не видны из-за пиратства. Например, в стране нехватка сцен, и особенно мало площадок, где могли бы выступать начинающие музыканты. Не хватает площадок для встречи с поклонниками. В стране мало конкурсов и фестивалей, которые также бы могли высветить начинающих звезд. А звездой, как выясняется, стать в реальных условиях практически невозможно: инвестиций нет, выступать негде.

Комментарии 0
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставлять комментарии.
Войти с помощью: